Как пишет Светлана Иванова на страницах книги «Искусство подбора персонала», «нет универсально «хороших» и «плохих» кандидатов — есть те, кто подходит для этой организации и этой работы, и те, кто не подходит.»
Именно поэтому крайне важно на собеседовании убедить рекрутёра или вашего будущего руководителя в том, что именно вы больше остальных подходите для этой вакансии.
Скорее всего, вы слышали, что первое впечатление создаётся за несколько секунд? Иногда хватает взгляда. Иногда — приветствия и рукопожатия.
Мнение о вас складывается до того, как вы начинаете блестяще описывать свои навыки и достижения.
Итак, что формирует первое впечатление о вас?
— Время вашего прихода на собеседование.
Опаздывать, безусловно, плохо. Но и приходить на полчаса раньше, без конца названивать рекрутёру, сообщая эту радостную новость, тоже не хорошо. Дело в том, что у каждого сотрудника день уже спланирован. 30 минут — достаточно большой отрезок времени, который, скорее всего, заполнен другими делами.
— Ваш внешний вид.
Если вы пришли устраиваться не в студию креатива, то выглядеть вам следует серьёзно, просто и лаконично. Добавьте дорогие, но сдержанные аксессуары — часы, сумку. Если используете парфюм, то он должен быть едва уловимым. Все это имеет значение! И чем выше позиция, тем большее.
— Невербальные жесты.
Прямой, доброжелательный взгляд, лёгкая улыбка, когда это уместно,
уверенное рукопожатие — всё это признаки хорошего делового тона.
Кажется, это несущественные мелочи, но они обязательно помогут наладить контакт с рекрутёром и вы легко перейдёте к обсуждению более важных вопросов.
На что же обратит внимание hr , чтобы понять уровень вашего соответствия вакансии?
— на ваш релевантный опыт
— на сферу деятельности организаций, где вы ранее работали
— на вашу мотивацию
— на соответствие корпоративной культуре и ценностям
— на совместимость с будущим руководителем
— на зарплатные ожидания.
Будущему работодателю интересен ваш опыт.
Сможете ли вы выполнять заявленный функционал? Здесь настоятельно рекомендую заранее подготовиться, внимательно изучить раздел «требования», особенно если какие-то пункты выделены особым шрифтом или в контексте присутствует слово «СТРОГО». Продумайте по каждому пункту 1-2 примера. Если такого опыта нет, постарайтесь найти примеры со смежными функциями. Если вы не были руководителем, то, возможно, заменяли его на время отпуска?
В случае отсутствия также опыта можно описать прохождение практики в учебном заведении, а так же все активности, которые касаются данной позиции (форумы, семинары, помощь на кафедре, участие в семейном бизнесе: опишите опыт работы с документами для вакансии в back-office или опыт общения с людьми для работы, например, в сфере продаж.
Если мало опыта, обязательно пишите мотивационное письмо, показывайте огромное желание расти и развиваться в заданном направлении!
Часто директор просит найти кандидата «с нашего рынка».
Такой быстрее войдет в ритм, быстрее адаптируется, на него будет меньше расходов, у него будет выше эффективность и так далее. Как же быть, если сферы деятельности совершенно разные, а вакансия уж очень интересная?
1. Покажите своё рвение работать в новой для вас сфере, объяснив, чем конкретно она вас привлекает (видите перспективы, поменялись интересы в жизни, всегда мечтали…).
2. Найдите точки соприкосновения сфер предыдущей и будущей деятельности.
3. Проявите активность и заранее почитайте информацию о компании, чем она занимается. Зайдите на сайт компании, страницы в соцсетях, новостные блоки. Безусловно, это поможет при переговорах.
Обсудив трудовую функцию, переходим к мотивации.
Некоторые, к сожалению, до сих пор под мотивацией понимают исключительно «доход». Отличным плюсом будет продемонстрировать мотивацию в сфере функционала и показывать заинтересованность в компании. Вы же знаете, что вам на самом деле интересно? Так пусть это и будет главным стимулом проявить себя на профессиональном поприще!
Таким образом , вы убиваете двух зайцев:
1) показываете, что ваша мотивация — функционал;
2) показываете рекрутеру, что внимательно читали вакансию.
Далее обсудим зарплатные ожидания. Продумайте ответ на вопрос: «на какой уровень заработной платы вы рассчитываете? «, если вознаграждение не указано, и «устраивает ли вас вознаграждение?», если оно указано.
Важным, но не самым критичным пунктом в ходе переговоров будет вопрос соответствия корпоративной культуре. Поэтому собрать заранее информацию об этой составляющей будет очень полезно.
Есть несколько способов, и самый лучший из них — инсайдер. Поищите знакомых, которые возможно работают / работали в компании. Почитайте информацию, посмотрите фото в соц сетях, на сайте компании в разделе «наши ценности» . Как правило, именно на них базируется корпоративная культура.
Посмотрите, насколько эти ценности вам близки и определитесь, хотите ли вы сами здесь работать.
И в заключении расскажу вам про маленький, но очень полезный лайфхак, который называется thank you letter.
Это короткое сообщение, которое вы отправляете в тот же день после прохождения собеседования рекрутёру, если вы действительно очень заинтересованы в получении данной вакансии.
Цель письма — поблагодарить за уделённое время и интересное собеседование, выразить ещё раз свою заинтересованность в вакансии. Тhank you letter выделит вас из общей массы соискателей, продемонстрирует ваше знание делового этикета и порадует читающего. Конечно, никакое thank you letter не поможет, если вы провалили собеседование. Писать такое письмо лучше вечером, ближе к окончанию рабочего дня, когда рабочий ритм немного замедлился и адресат сможет уделить вашему мейлу несколько минут.
Удачи Вам на собеседованиях!
Автор